Герой · сын или потомок божества и смертного человека. Героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).
Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.
Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии.
Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Герои часто гонимы враждебным божеством и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество .
Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ.
Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями.
Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя или бога, функции которого близки характеру того или иного героя. Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя
Зачастую герои испытывают мучительную смерть. Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти.
Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев.
· · ·
В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдаленных местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги).
Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле, их специфику.
Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии.
Такие ли у нас герои, как описано выше?
На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни.
Может показаться, что я ничего не делаю, но на клеточном уровне я очень занят!
|